Диагностика

Консалтинговый проект всегда начинается со стадии диагностики всей системы управления предприятием или ее отдельной функции, со знакомства и с первой встречи (или нескольких встреч) с клиентом. На этом этапе изучается информация о заказчике, консультанты составляют первое впечатление о том, как работает бизнес клиента. Эти первые встречи всегда необходимы для знакомства, для нахождения общего языка в понимании тех проблем, которые существуют у заказчика.

Самое главное на начальном этапе — определиться с терминологией и определить существующую у компании-заказчика потребность. Это необходимо для того, чтобы не угадывать мысли друг друга, не спорить, а перейти на общий язык, совместными усилиями обсуждать и решать существующие проблемы.
Дальнейшие шаги зависят от размеров предприятия и от масштабов проблем. В 90% случаев для того, чтобы четко сформулировать задачу, определить подробные шаги разработки и внедрения, определиться со сроками и с исполнителями, необходимо проведение тщательной диагностики. На этом этапе торопиться нельзя. Надо потратить необходимое время — как правило, от 1 недели до 1,5 месяцев на исследование, изучение причин, которые привели к возникновению той или иной проблемы.
Очень часто оказывается, что та проблема, с которой обращается клиент, является на самом деле следствием причины, которая лежит глубже.

Этап диагностики просто необходим в подавляющем большинстве случаев, чтобы корректно определить причины проблем и предоставить первые рекомендации.

Результатом диагностики является:

  • моделирование фактической ситуации, которая является предпосылкой для определения слабых («узких») мест в системе финансового управления либо управлении компанией, а вместе с этим — и потенциала для оптимизации;
  • как можно более полное знание фактической ситуации в бизнесе, что является предпосылкой для разработки стратегии перехода к ситуации «как должно быть»;
  • получение сотрудниками, привлеченными к проекту, более детального представления о существующих проблемах компании и основных кросс-функциональных взаимосвязях;
  • формирование «дерева проблем», которое потом «переворачивается» в «дерево преимуществ».

С формальной точки зрения результатом диагностики системы финансового управления либо диагностики всей системы управления является, во-первых, отчет и презентация этого отчета руководству компании. В ходе презентации должны быть предоставлены выводы и рекомендации, указаны «узкие места» в системе управления компании в целом, предложена предварительная программа действий, которые необходимо предпринять. Также могут быть предоставлены некоторые рекомендации   по самым узким и самым важным моментам.

И во-вторых, составление перечня работ на основной проект изменений (консалтинговый проект). Среди всех задач, которые нужно решать в компании, существует определенная приоритетность, и по согласованию с заказчиком консультанты приступают к решению наиболее важных проблем. На этом, как правило, этап диагностики заканчивается, заказчик принимает решение о дальнейшей работе с нами, и заключается договор на основной проект.